Собирать буду из оригинала
Быстрое развитие иностранных флотов (в первую очередь германского) заставило к 1890 г. пересмотреть русскую 20-летнюю кораблестроительную программу (1883-1902 гг.). План усиления Балтийского флота на 1891-1895 гг. предусматривал в числе других постройку броненосных кораблей с малой осадкой и сильным артиллерийским вооружением, предназначенных для действий во внутренних морях и обороны побережья.
Одновременно с проработкой проекта предпринимались попытки получения сведений о зарубежных "новейших прибрежных броненосцах и канонерских лодках". С конца 1889 г. по июнь 1891 г. МТК под руководством старшего судостроителя Э. Е. Гуляева последовательно составлялись эскизные проекты броненосных кораблей водоизмещением от 3850 до 5500 т. Сравнивая их с иностранными, Э. Е. Гуляев пришел к выводу, что "при том же углублении и водоизмещении у нас может быть спроектирован и выстроен гораздо лучше защищенный броненосец". Уже после утверждения в июне 1891 г. эскизного проекта двухбашенного броненосца для Балтийского моря (водоизмещение 4100 т) возникла необходимость увеличить скорость на 1 уз за счет ослабления бронирования ("ввиду хода германских броненосцев 16 узлов"), а также установки новых скорострельных 152-мм орудий.
Боковой вид броненосца Адмирал Ушаков
Работы на первом броненосном корабле (с февраля1892 г.- броненосцы береговой обороны) начались 16 июня, на втором -20 июля 1892 г., на третьем - 12 октября 1894 г. Торжественная закладка кораблей, получивших имена прославленных русских флотоводцев "Адмирал Ушаков" (Балтийский завод), "Адмирал Сенявин" и ."Генерал-адмирал Апраксин" (Новое адмиралтейство), состоялась 22 октября 1892" г., 8 апреля 1893 г. и 20 мая 1895 г. соответственно (водоизмещение по проекту 4126 т, наибольшая длина 86,4, ширина 15,9, осадка с нормальным запасом топлива 5,2 м, скорость 16 уз при индикаторной мощности механизмов 4250 л. с., нормальный запас топлива 214, полный 400 т). Проектом предусматривалась установка четырех 229-мм орудий (длина ствола 35 калибров) в двух башнях, четырех 152-мм скорострельных Канэ, шести 47-мм одноствольных, восьми 37-мм пятиствольных Гочкиса и двух 64-мм десантных Барановского. Первые два корабля типа "Адмирал Сенявин", как их называли в документах тех лет, планировалось ввести в строй в кампанию 1894 г. Учитывая недостаточные производственные мощности по выпуску судовых машин на Балтийском и Франко-Русском заводах, а также их большую загруженность, Морское министерство заказало для них главные механизмы в Англии. Контракты с фирмами "Хэмфрис Тэнант" и "Моделей" (соответственно 13 марта и 20 июля 1892 г.) предусматривали изготовление и монтаж машинно-котельных установок "Адмирала Сенявина" и "Адмирала Ушакова" к лету 1894 г. Кроме двух паровых машин тройного расширения (суммарная индикаторная мощность 5 тыс. л. с.) и четырех огнетрубных котлов (давление пара 9 атм) в состав каждой машинно-котельной установки входили опреснительные холодильники, испарители и т. д.; устанавливались трехлопастные гребные винты (диаметр 4 м) со съемными лопастями. Фирмы давали двухлетнюю гарантию на главные механизмы при условии плавания в течение этого срока наблюдающего инженера фирмы на каждом из броненосцев. В декабре 1893 г. руководство Франко-Русского завода обратилось с просьбой предоставить заказ на изготовление механизмов для броненосца "Генерал-адмирал Апраксин". Отечественное судовое машиностроение нуждалось в поддержке, поэтому Морское министерство пошло на заключение контракта (20 июня 1894 г.), несмотря на то, что стоимость таких механизмов на треть превышала английские. В разгар строительства броненосцев начал работать первый отечественный опытовый бассейн (весна 1894 г.); испытания прошли восемь вариантов моделей корпуса корабля этого тина, причем одна из них обеспечивала получение скорости на 0,5 уз больше проектной.
27 октября 1893 г. состоялся спуск на воду "Адмирала Ушакова", а 10 августа 1894 г. - "Адмирала Сенявина". Их постройка совпала с принятием на вооружение русского флота орудий нового типа, отличавшихся от прежних большей длиной ствола, а значит, и начальной скоростью снаряда. Кроме того, введение 10-дюймовых (254-мм) орудий взамен 9-дюймовых (229-мм) объясняется также желанием иметь вместо прежнего ряда калибров более равномерный (203, 254, 305-мм) для удобства выбора калибра артиллерии при проектировании кораблей, Аналогичные орудия Военное ведомство приняло для береговых батарей, с которыми предстояло взаимодействовать новым броненосцам. Ре-шение о вооружении 254-мм орудиями длиной 45 калибров вместо предусмотренных проектом стало чуть ли не главной причиной значительной перегрузки броненосцев и задержки со вступлением в строй (через 5 лет с начала работ). Первые восемь орудий, заказанные Обуховскому заводу для "Адмирала Ушакова" и "Адмирала Сенявина", приняли в серийное производство без отработки опытных образцов. Испытания в 1895-1896 гг. на Охтинском морском полигоне показали, что уменьшение массы орудия сказалось на его прочности; потребовалось ограничить заряд, а следовательно, и дальность стрельбы.
Еще в 1892 г. проводился конкурс на лучший проект башенной установки для двух 254-мм орудий; участвовали в нем как русские заводы, так и ряд иностранных фирм (Металлический, Путиловский, "Армстронг", "Уитворт", "Кайль", "Батиньоль", "Канэ"). Победили "Уитворт" и Путиловский завод, однако руководство последнего запросило за каждые две установки более низкую цену (по 310 тыс. руб.), что и решило исход дела. На первых двух броненосцах артустановки были с гидравлическим приводом, на "Генерал-адмирале Апраксине", впервые в русском флоте, - с электрическим; кроме того, они имели больший угол возвышения орудий (35° против 15 на первых двух), что увеличило дальность стрельбы с 60 до 73 кабельтовых и допускало скорострельность 1 выстрел в полторы мин. Применение башенных установок с электрическим приводом, без сомнения, прогрессивный шаг в отечественном кораблестроении того времени, даже несмотря на то, что масса каждой установки возросла по разным причинам со 144 до 255 т, а стоимость на 20%.
Бронирование первых двух броненосцев в основном соответствовало проекту. Броневой пояс длиной по ватерлинии 53, высотой 2,1 (с погружением в воду на 1,2 м) имел на протяжении машинных и котельных отделений толщину 254 мм с утонением к нижней кромке до 127; к носу и корме толщина плит также уменьшалась (203 мм). Для защиты от продольного огня по концам броневого пояса поставили носовой (203) и кормовой (152) траверзы, от которых к оконечностям шла карапасная палуба (50 мм). Поверх поясной брони располагалась броневая палуба (25 мм), на которой вокруг машинного люка устанавливались броневые 65-мм гласисы высотой 0,76 м. В связи с изменением в 1894 г. проектной формы башен главного калибра их вертикальную броню уменьшили с 203 (по проекту) до 178 мм, оставив толщину брони труб подачи снарядов (152) и боевой рубки (178) прежней. Еще задолго до испытаний первых двух броненосцев стало очевидным, что в окончательном виде они будут иметь значительную перегрузку. Чтобы избежать этого, на третьем корабле решили уменьшить на полтора дюйма (38 мм) толщину броневого пояса и носового траверза, заказав их "гарвеированными", а кормовую башню сделать одноорудийной.
Доставленные осенью 1893 г. из Англии главные механизмы летом 1894 г. установили на корабли, однако броненосцы оказались не готовы к испытаниям, поэтому механизмы частично разобрали и законсервировали на зимнее время, что контрактом предусматривалось. Испытания механизмов на "Адмирале Ушакове" начались в навигацию 1895 г. без вооружения и бронирования, а требуемую осадку обеспечили путем наполнения водой части междудонных и бортовых отделений. После увеличения в доке шага винтов (их подбор опытным путемобычное по тем временам дело), корабль 27 октября 1895 г. вышел на официальные 11,5-часовые испытания; при водоизмещении 4020 т, индикаторной мощности машин 5769 л. с. он показал полную скорость 16,1 уз.
12 ноября 1899 г. "Генерал-адмирал Апраксин" вышел из Кронштадта на зимовку в Либаву и в 3 ч ночи при сильной метели выскочил на камни у южной оконечности о. Гогланд. Наибольшая пробоина площадью около 28 м2 оказалась в днище (12-23 шп.), через нее в носовые отделения хлынула вода. Вскоре из-за недостаточной герметичности главной переборки (24 шп.), а также пастила второго дна затопило и носовое котельное отделение. В декабре потерпевший аварию корабль оказался в ледовом плену, и сообщение с ним поддерживал только ледокол "Ермак". С работами по спасению броненосца связано и первое практическое применение изобретения А. А. Попова - радиосвязи. Известия о положении корабля с о. Гогланд передавались по радио на ближайшую (в 43 км) телеграфную станцию и затем дальше. Многочисленные предложения, порой фантастические, о снятии броненосца печатались в газетах. В конце концов созрел следующий план: просверлить в камне отверстия и заложить в них динамитные патроны. Сверление гранитного монолита с помощью алмазного бура, насаженного на соединенные между собой штанги общей длиной 23 м, и установленных на льду станков, вращающихся вручную, оказалось весьма нелегким делом. За 10 ч удалось проделать одно отверстие глубиной 50 см, в которое водолаз затем заложил динамит. Только после успешного окончания подрывных работ "Ермаку" 11 апреля 1900 г. удалось снять броненосец с камней.
Во время русско-японской войны все три броненосца вошли в состав отряда контр-адмирала Н. И. Небогатова, направляющегося на усиление уже находившейся в пути 2-й Тихоокеанской эскадры. В Либаве корабли прошли докование, в числе прочих были сделаны работы по установке дальномеров Барра и Струда, оптических прицелов, радио-телеграфов. 2 февраля 1905 г. эскадра с помощью ледокола "Ермак" вышла на внешний рейд.
Поход стал серьезным испытанием не только для экипажей, но и самих броненосцев, построенных для Внутренних морей; при свежей погоде в океане они начинали зарываться носом, принимая волну до носовой башни; при следовании против волны скорость падала до 1-3 уз. В штормовом Бискайском заливе крен достигал 28°, на "Генерал-адмирале Апраксине" стали пропускать воду заклепки и швы борта, в жилых помещениях офицеров и команды скопилась вода. Переход в тропиках для неприспособленных к продолжительным плаваниям в таком климате кораблей стал невероятно трудным. Взятый сверх всякой нормы уголь завалил все свободные помещения вплоть до офицерских. Только таким образом удалось увеличить запас топлива до 550 т, благодаря чему дальность плавания достигла 3400 миль 8-9-узловым ходом ( расход 30 т в сут.). В результате перегрузки броневой пояс полностью оказался под водой, водоизмещение, например. "Адмирала Сенявина" превышало 5400 т .
26 апреля 1905 г., после 83 дней нелегкого пути, отряд контр-адмирала Н. И. Небогатова соединился со 2-й Тихоокеанской эскадрой у бухты Ван-Фонга (нынешний Вьетнам). Почти сразу же трубы прибывших кораблей по образцу 2-й Тихоокеанской эскадры вице-адмирала 3. П. Рожественского перекрасили из черного в желтый цвет (с черными каемками наверху), а мачты - в светло-шаровый.
Все три броненосца участвовали в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 г. В результате полученных в дневном бою повреждений "Адмирал Ушаков" отстал от эскадры, и его командир капитан 1 ранга В. Н. Миклуха-Маклай (брат знаменитого исследователя Новой Гвинеи) решил самостоятельно прорываться во Владивосток. На следующий день японские крейсеры "Ивате" и "Якумо" настигли броненосец, который после неравного 30-минутного боя получил тяжелые повреждения; командир отклонил предложение о сдаче и погиб вместе с кораблем. Остатки 2-й Тихоокеанской эскад-ры под командованием контр-адмирала Н. И. Небогатова, окруженные 15 мая превосходящими силами противника у о. Дажелет, были вынуждены сдаться. Переименованный в "Окиносиму" "Генерал-адмирал Апраксин" десять лет использовался в качестве учебного корабля, а затем блокшива (исключен из списков японского флота в 1926 г.), на два года пережил -его "Мисима" - бывший "Адмирал Сенявин".
Такова печальная судьба этих броненосцев, как и многих других кораблей - участников проигранной царским самодержавием бесславной войны. Промежуточной кораблестроительной программой 1895 г. (на период 1896-1902 гг.) предусматривалась постройка еще четырех броненосцев береговой обороны. Однако оперативно-тактические взгляды руководства на использование русского флота изменились, в результате чего решили строить только один такой корабль. В декабре 1899 г. был утвержден эскизный проект броненосца водоизмещением 5300 т, а в сентябре следующего года даже последовал приказ начать его постройку, однако вскоре после разбивки на плазе работы приостановились и больше уже не возобновлялись. Дальнейшего развития в русском флоте броненосцы береговой обороны не получили.
И несколько фото Апраксина.
"Генерал-адмирал Апраксин" на мели у острова Готланд, январь 1900 года
"Генерал-адмирал Апраксин" в кронштадском доке, весна 1901 года
Броненосец береговой обороны "Генерал-адмирал Апраксин" после Цусимского сражения, 1905 год
Японский броненосец береговой обороны "Окиносима"
2ая тихоокеанская эскадра. Броненосцы береговой обороны.