Копия в конкурсе "Под Андреевским флагом"
Появление проекта в какой-то мере обусловлено неудачей переговоров о покупке ПЛ с американской фирмой «Голланд», стороны не сошлись ни в количестве, ни в цене.
19 декабря 1900 года Морское ведомство организовало комиссию из трех человек для проектирования ныряющих миноносцев: — старший помощник судостроителя Иван Григорьевич Бубнов (по кораблестроению); старший инженер-механик Иван Семенович Горюнов (по механике); лейтенант Михаил Николаевич Беклемишев (по электротехнике).
Работы над проектом «миноносца № 113» начались 3 мая 1901 года в Опытовом судостроительном бассейне. 5 июля доработанный проект был утвержден и вскоре Санкт-Петербургскому Балтийскому заводу был выдан заказ на постройку, главным строителем назначили Бубнова. Рабочие чертежи составлялись в конструкторском бюро Балтийского завода (позже это бюро будет преобразовано в отдел подводного плавания, сменит множество наименований и превратится в Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»).
В конце июля 1901 года Беклемишев побывал на ряде верфей во Франции и США, где познакомился со строящимися лодками. На субмарине «Fulton», ещё находящейся в достройке, он совершил погружение. По результатам посещения американских верфей Беклемишев доложил, что русский проект сравним по качеству исполнения с зарубежными аналогами, а некоторые российские решения за рубежом аналогов не имеют (Источник-Википедия)
В мае 1903 года ПЛ была спущена на воду и в октябре этого же года были закончены ходовые испытания. Дату окончания испытаний 14 октября 1903 года и принято считать днем рождения подводных сил России. Назначенный ее командиром М. Н. Беклемишев докладывал:
- возможность подводного плавания при скорости 5 узлов обеспечивается с точностью до 1 фута;
- скорость по поверхности 8,5 узлов можно увеличить установкой винта с поворотными лопастями;
- практическая дальность плавания под электромотором определилась в 60 миль при скорости 5,2 узла, причем в течение 4-х дней производилась варка свежей пищи, вентиляция и освещение;
- возможность заряжания аккумуляторов от мотора практически проверена много раз;
- не только командование, но даже несколько человек мастеровых, работающих на лодке, переносят подводное плавание спокойно...
До 11 марта 1906 года подводные лодки России числились в классе миноносцев, 31 мая 1904 года всем русским подводным лодкам-миноносцам по Высочайшему повелению были присвоены имена и "миноносец № 150" стал называться "Дельфин".
Надо отдать должное тщательности, с которой Беклемишев подбирал экипаж для "Дельфина", - он выбирал "людей технически образованных, здорового сложения, хорошего поведения, некурящих", а также желающих служить на этой подводной лодке.
Первая и до осени 1904 года единственная русская подводная лодка "Дельфин" стала школьным классом, через который проходили офицеры и матросы, выразившие желание служить на подводных лодках.
16 июня 1904 года производились очередные занятия с подводниками у западной стенки Балтийского завода. Врио командира лейтенант Черкасов, 2 офицера и 33 человека команды должны были пробыть 3 часа в подводном положении на глубине ок.7 м (22 фут).
После команды "наполнить цистерны" крышка рубочного люка была закрыта с опозданием и в лодку хлынул каскад воды. Один из испугавшихся членов команды бросился вверх через полузакрытый люк, застрял в нем, чем увеличил поступление воды. Попытка продуть цистерны не привела к всплытию, т.к. лодка уже почти полностью заполнилась водой. 2 офицера и 10 человек команды сумели открыть люк и выплыть из лодки. Лейтенант Черкасов и 23 нижних чина погибли.
18 июня к затонувшей подводной лодке был подведен подъемный кран и лодка была поднята. После ремонта 15 ноября 1904 года ПЛ "Дельфин" была отправлена во Владивосток для участия в русско-японской войне. Первый выход в море (из-за опоздания с присылкой торпед) состоялся 28 февраля 1905 года. "Дельфин" совершил несколько выходов в море, но так и не встретился с японскими кораблями.
5 мая 1905 года на "Дельфине" произошла серьезная авария. Для устранения неисправности вертикального руля потребовалось вскрытие горловин кормовых бензиновых цистерн. Людей удалили из лодки и начали вентилировать ее переносными вентиляторами. На следующий день лодку продолжали вентилировать под наблюдением двух вахтенных. В гостии к вахтенным пришел знакомый ("земляк") с миноносца и попросил разрешения на осмотр лодки. Вахтенный минер и "земляк" спустились в лодку, после чего произошел взрыв, вахтенный успел выскочить из лодки с сильными ожогами, а его знакомый остался внутри лодки. Последовал второй взрыв, после которого лодка затонула (впоследствии было обнаружено, что в районе кормовых бензиновых цистерн было выбито 29 заклепок прочного корпуса). Вероятной причиной взрыва могла послужить искра от включения рубильника для освещения лодки.
При подъеме лодки произошел взрыв гремучих газов; лодку притопили, при следующих подъемах взрывы повторились 5 раз. Капитальный ремонт закончился лишь в конце 1905 года, т.е. после окончания войны с Японией.
9 декабря 1914 года на ПЛ "Дельфин" произошел еще один взрыв при зарядке аккумуляторов с транспорта "Ксения". Причиной взрыва посчитали искру между электролампочкой и патроном, возникшую при задевании электрика шапкой за лампочку.
До мая 1916 года лодка была в составе отряда подводных лодок Сибирской флотилии (так назывались в то время морские силы России на Дальнем Востоке).В 1916 году для защиты Кольского залива было решено организовать в Александровске (ныне Мурманск) дивизион подводных лодок особого назначения. В этот отряд должны были войти подводные лодки №1 и №2*), а также "Дельфин" и "Св. Георгий".
23 мая "Дельфин" отправили из Владивостока в Вологду по железной дороге. В Вологде перегрузили на баржу, и которой доставили до Архангельска, откуда на буксире отправили в Александровск.
В ночь на 26 апреля 1917 года "Дельфин", стоявший рядом с ПЛ №1, был сильно поврежден штормом - швартовы ослабли, служба неслась небрежно, ударами о ПЛ № 1 расшатало сальники рулей, и в "Дельфин" поступило большое количество воды, ПЛ № 1 затонула.
Учитывая техническое состояние обеих поврежденных лодок, Морской штаб 8 августа 1917 года принял решение лодки не восстанавливать и сдать их к порту, что и было выполнено 10 августа того же года.
Собирать будет мой сын, Комаров Дима, 8 лет. Я сам разработаю лишь развертки (Корел мне в помощь). Учитывая возраст сына, модель будет несколько упрощена(состоять из нескольких усеченных конусов, цилиндров и, собственно, просто конусов.